Инструкция по сопровождению инвалидов и (или) лиц с ОВЗ

Муниципальное автономное дошкольное образова,геJIьнOе учреяtДение <

J
,<' О/ ,, а/оИJ
Протокол

J',lb

-3 -2

4 e-mail : !ц&dgцД@цqЬ

gcl. rrд

утвЕрждА[о
ного автономного дошкольtlого
кf(етский сад Jф 20>

о.А.осинцева

_

20

а24

(поdпuсь) (Ф.И,О.)

?l/z

г,

СОГЛАСОВАНО
Родительским комитетом муниципального автоном

дошкольного образовательного учрежден ия
к,Щетский сад Ns

Протокол

n Pol ,

20).

Ns---l

'

20

/о/

г.

Инструкция
по сопровождению инваJIидов и (или) лиц
с о|раниченными возможностями здоровья

МАДОУ

<Щетский сад Jф 20>

(овз)

20.(Z

г.

общие положениrI
1.1. Настоящая инструкция по сопровожлению инвалидов и (или) ..lиц с ограниченными
Инструкция) МАДОУ <.Ще,гский сад ]ф 20) (далее
возможностями здоровья (да-гrее
Учреждение) разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
Федерaльного закона от 03.05.2012 г. Jt 46-ФЗ кО ратификации Конвенции о правах
инвалидов);
ФедераJIьного закона от 29j22012 г. N9 2]з -ФЗ коб образовании в Российской
Федерации>;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвшIидов объектов и предоставJIяемых услуг в сфере
образования, а также окЕшания им при этом необходимой помощи)) о,г 09.1 l .2015 г, ЛЪ l З09;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Фелерации Об утверждении Плаlrа
мероприятий <дорожной карты> Министерства образования и науки Российской Федерации по
повышению значений показателей лоступности для инваJIиl(ов объектов и предоставляемых на
них услуг в сфере образования)) от 02,12.20|5 г. Jф l399;
- Иных нормативно-правовых и локальных актов.
1.2. Настоящая Инструкция разработана в целях:
недоtIустимости дискриминации в Учреждении по признаку инвitлидности, то есть любое
различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом
которых является умаление или отрицание признания, реализацииили осуществления наравне с
другими всех гарантированных в Российской Федерачии гIрав и свобод человека и гражданина в
политическоЙ, экономическоЙ, социальноЙ, культурной, гражданской или любоЙ иttоЙ области.
реализации прав обучающихся с оI,раниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)
на получение дошкольного образования, и социальной адаптации в условиях Учреждения.
1.3, Настоящая Инструкция обязательнадля исполнения всеми сотрудниками Учреждения.
1.4. В соответствии с настоящей Инструкцией сотрулники проходят инструктаж и обучение
по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов и jIиц с ОВЗ объектов и
услуг Учреждения, в том числе с участием персонала (с оказанием помощи на объектах в
преодолении барьеров и сопровождении иI{валида или JIица с ОВЗ).
1.5. Инструкта}к проводится руководителем Учреrк/цения либо oTBeTcTBeHItb]M лицом за
работу с инвалидами и лицами с овз.
1.6. Щля учета работы по инструктажу и обучению сотрудников по работе с лицами с ОВЗ и

-

-

инвалидами ведется кжурнал инструктажа

по

сопровождению инвалидов

и лиц

с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)>> (далее - журнал), В журнале ведется запись
ТеМы инстрУктажа, даты, ФИО, должности сотрудников, прошедших инструкта}к, а также ФИО,
должность и подпись сотрудника, проводившего его.
1.7. flопуск
работе вновь принятых работников Учреждения осуществляется пос,це
прохождения инструктажа и обучения по вопросам доступности объектов Ir услуг Учреждения.
l,8. Всем сотрудникам Учреждения при общении с детьми-инвttлидами и лицами с ОЕ}З
соблюдать правила этикета, утвержденными в Учреждении.
1.9. При общении
лицами, испытывающими трудности при передвижении, следует
о
нullrичии
на
объектах
Учреждения определенного спеr{иаJIьного оборудования для
уведомить
инВалидов и лиц с ОВЗ и возможности пользоваться им, Сотрулники обязаны встретить, вежли]]о
ОбЪЯСнить, Где находится нужный объек,r инва]tиду, убели,гься в доступности Ilрохода, кула
СЛеДУеТ ЛеРедВИга'гься. Запрещается прикасаться к инвалидноЙ коJIяске и менять ее
МеСТОПоложение без согласия инвыlи да или лица с ОВЗ. 11ри открытии ,гяя(ельiх дверей, при
передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом рекомендуется предлоя(ить помоu{ь
ИНВаJIИДУ ИЛи лицу с ОВЗ, пользующемуся инвалидноЙ коляской или костылями. Сотрулники
ДОЛЖНЫ ПоМнить, что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие
ПОВОРОТы и толчки могут привести к потере равновесия и опрокидыванию инваJIидной коляски.
1.10.
Ус.rrышав звонок вызова, встретить инвалида на кресJIе-коляске (или инвшида
лругой категории) перед входом в здание и оказать ему помощь при входе (выходе),
сопровождении до места.
Оказать помощь инвалиду при выполнении действий самообслуживания с учетом
времени его нахождения в Учреждении (помочь снять верхнюю одежду, посетить санузел и т.Д.).

к

с

1.1l.

|.l2.

Обеспечить возможность оказания помощи инваjlиl]у в за,грудненных ситуациях l]o
tsремя нахождения в Учрехсдении.
1,l3.
Ilосле предоставления услуги сопроводить инвалида на кресле- коляOке (иJIи
лругой категории) к выходу из помещения,
1.14.
Оказать при необходимости помощь инвалиду при llосадке в социальное такси или
иное транспортное cpel(cTBo.
1.15,
Соблюдать шрофессиональную этику взаимоотношений и не допускать ситуаций,
препятс,гвующих получению инв€uIидом услуг.
1.16.
Осуществлять разъяснения ts доступной для инвалидов форме порядка посещен}lя
Учреждения.

2.

Правила этикета при общении с инвалидами

2.1. Правила этикета при общении с инвалидами для работников Учреждения (далее Правила) представляют собой свод общих принципов и правил, направленных на соблюдение
морально-этических и нравственных норм, модели поведения работниками Учреlкдения при
общении с инвалидами и другими маломобильными гражланами (дшее - МГН).
2.2. Щелью настоящих правил является установление эффективного общения с инвалидами и
другими МГН, а также оказание им при этом необходимой помощи в гIреодолении барьеров,
мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
2.3. Каждый работник Учреждения должен принимать все необходимые меры для развития
коммуникативных компетенций, умений и навыков, необходимых для эффективного общения
при оказании помощи инвалидам и другим МГН.
2.4. Знание и соблюдение работниками положений ГIравиJI является одним из критериев
оценки качества их профессиональной деятельности, а также необходимым условием для
создания и поддержания репутации учреждения, формирования положительной культуры
общения при оказании помощи инвалидам и другим МГН в Учреждении.
2.5. Основные коммуникативные навыки при общении с инвалидами
избегать конфликтных ситуаций;
внимательно слушать инвалида и сJlышать его;
регулировать собственные эмоции, возникающие в Irроцессе взаимодействия;
обеспечивать высок}то культуру и этику взаимоотношений;
цивилизовано противостоять манипулированию;
сомневсUIсь, рассчитывать на свой здравый смысл и способность к сочувствию;
относиться к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважать.
2.6. Общие правила этикета при общении с инвttлидами:
2,6.|. обращение
человеку: когда вы разговариваете
инвалидом, обращайтесь
непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которы9
присутствуют при разговоре.
2.6,2, Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку:
даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку-правую или левую, что вполне допустимо.
2,6.З, Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем
не Видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришJrи с вами. Если у вас общая
беседа в группе, не забывайте tIояснить, к кому в даllный момснт вы обращаетесь, и назвать себя,
2.6.4. IIредлоlкение помощи: если вы предлагаете помощь, }кдите, пока ее примут, а затем
спрашивайте, что и как делать.
2.6.5. Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми-инвалидами как с взрослыми.
Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.
2.6.6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на инваJIидной коляске - то же
самое, что и опираться или висн}"ть на ее обладателе, и это тоже раздражает.
2.6.7. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее
использует.
2.6.8, Внимательность и терпелLIвость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим
трудности в общении, слушайте его внимательно. Бульте терпеливы, ждите, коrда человек сам
закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. LIикогда не притворяйтесь, что

к

с

вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поясняли, это поможет человеку
понять его.
ответить вам, а вам
- для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвыtиднсlй
2,6.9. Расположение
коляскOЙ или кос,гылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне,
тогда вам' булет легче разговаривать. Разговаривая с темио кто может читать по губам,
расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, lIостарайтесь, чтOбы Вам
ничего (еда, руки) не мешаJIо.
2,6,10. Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо
слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо l] глаза и говорите
четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут чи,гать по губам.
2,6.11. Не смущайтесьо если случайно лопустили оплошность, сказав кУвидимся> или кВы
слышали об этом...?) тому, кто не может видеть или слышать.
2.7. Правила этикета при общении с лицами с разными расстройствами сРункчий организма.
Правила этикета при общении
инвалидами, испытывающими трудности при
передвижении движении.

с

2.7.|.
-

,ъ

^

Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека, }{е
облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения, Начать катить
коляску без согласия инвалида
то же самое, что схватить и понести чеJIовека без его
разрешения.

-

Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Преллагайте помощь,
если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко слелуйте
инструкциям.
Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медJIенно. Ко.тtяска быстро
набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равноRесия.
Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия, заранее
поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица бы.lrи на одном уровне. Избегайте
положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать головy.
Если существуют архитектурные барьеры, предуl]редите о нихо чтобы человек имел
возможность принимать решения заранее.
Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем
со зрением, слухом и пониманием.
Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской
это трагедия. Э,то
способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди,
пользующиеся
инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с
помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтtlбы экономить сиJIы и
быстрее передвигаться,

2.7,2. Правила этикета при общении

с

инвалидами, имеющими нарушения зрения

и,ци

незрячими
Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как
вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
Опишите кратко, где вы находитесь. Прелупреrкдайr,е о преIIятстl]иях: ступенях, лужах,
ямах, низких притолоках, трубах и т.п,
Используйтео если это уместно,, фразы, характеризующие зв),к, запах, расстояние.
Щелитесь увиденным

-

Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными.
Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой- поводырем,

Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначilIа предупредите об этом. Говорите
нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его
пОТрогать. При этом не заменяЙте чтение пересказом. Когда незрячиЙ человек должен подписать
ДОКУменТ, прочитаЙте его обязательпо. Инвалидность не освобождает слепого человека от
ответственности, обусловленной документом.

-

Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, дФке если он вас не видит, а не к его
зрячему компаньону.
Всегда называйте себя и представляйте Других собеседников, а также остыIьных
присутствующих, Если вы хотите пох(ать руку, скажите об этом.
Когда вы предлагаете незрячему чеповеку ,сесть, не усаживайте его, а направьте рУКУ на
спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возмо}кFIость
свободно потрогать предмет. Если вас trошросили пoMoLIb взять какой-то предмет, не следует
тянуть кисть сJIепого к предмету и браr,ь его рукой этот предмет.
Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не :забывай,ге каждl,tй раз называть того к
кому вы обращаетесь.
Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь,
предупредите его. Вполне нормально употреблять слово (смотреть>. Для незрячего человека э,го
ОЗНаЧаеТ (ВИДеТЬ РУКа]\{И), ОСЯЗаТЬ.

-

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются
жестами, выраiкений вроде кСтакан находится где-то там на столе). Старайтесь быть точными:
кСтакан посередине стола).
Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрутq не управляйте его
движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним.
Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего чеJIовека }Ie
закладывайте руки назад
это не удобно.
- общении
2.7,З. Правила этикета при
с инвалидами, имеющими нарушение слуха:
Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. }{е
затемняйте свое jIицо и не загораживай,rе его рук€lN{и, волосами иJIи какими-то IIредметами. Ваш
собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
Существует несколько типов и степеней глухоты. Соотве,гственно, существует много
способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой IIредIIочесть,
спросите у них.
Некоторь]е люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этсlм
случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае
понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать
высокие частоты.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Ес:rи
ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо,
тоже не надо.
Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировагь свое предJIоженрtе.
Используйте жесть1.
Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник,
Если вы сообщаете информачию, которая вклIочает в себя номер, технический и.пи
другой сложный термин, адрес! наIIишите ее, сообщите по факсу иJIи электрсlrrной почте и.[и
любым другим способом, но так, чтобы она была точно поI{ята.
Если сущсствуют трудности при устном общении, спросите, не булет JIи проще
переписываться,
Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдньш помещениях
трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть

-

барьерами.

-

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если

вы

общаетесь через

переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к
переводчику.
Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить
об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навы](ом, нужно соблюдаr,ь
несколько важньш правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использоtsать IIростые
и
фразы избегать несущественных слов.

-

Нужно использовать выражение лица, х(есты, телодвижения, если хотите пOдЧеркнуть

прояснить ýмысл сказанного.
2.7,4. Правила этикета при общении с инвалидаN,Iи, имеющими задержку в развитии и проблемы
общsния, умственные нарушения
ИспOльзуйте доступный язык, вырахсайтесь тOчно и по делу.
Избегай,ге словесных штампов и образных выражений, если толькс) вы не уверены в,гом.
что ваш собеседник с ними знаком.
Исходите из того, что взрослый .tеловек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как
и любой другой взрослый человек. Если необходимо, используйr:е иллюс,tрации иJlи
фотографии. Бульте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не
поняли.
Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с
любым другим. В беседе обсуждайте те }ке темы, какие вы обсуждаете с другими людьми,
Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
Обращайтесь непосредственно к человеку.
Помните, что люди с задержкой в рau}витии дееспособны и могут подписываIь
документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
2,7.5. Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими психические нарушения:

^

-

Психические Еарушения
не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с
психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройстваили замешательство,
осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взI,Jlяд на мир.
Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в де.пе
мнительной помощи и специальном обращении.
Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать
преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой
инвалидности.
Не следует думать, что люди с психическими нарушениями бо;rее других склонны к
насилию. Это миф, Если вы лружелюбны, они булут чувствовать себя спокойно.
Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или - ло
уровню интеллекта, чем большинство людей.
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что
вы можете сделать, чтобы помочь ему.
Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть
для этого основания.
2.7.6. Правила этикета при общении с инвалидом, испытываIощим затрулнения в

-

/-\

речи

-

Не игнорируйt,е людей, которым трудно говорить, rIoToMy что понять их в

ваших

интересах.

-

Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в

реч,и.

Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он ух(е закончил свою мысль.
Не пытайтесь ускорить разговор. Бульте готовы к тому, что разговор с человеком с
затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы сtlешите, лr{ше, извинившись,
договоритесь об общении в другое время.
Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контак,г. Отдайте этой беседе
все ваше внимание.
Не думайте, что затруднения в речи
показатель низкого уровня интеллекта человека.
- требуют коротких ответов
Старайтесь задавать вопросы, которые
или кивка.
Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь llереспросить.

Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном
именно по буквам.

-

Не

забывайте,

что человеку с нарушенной речью тоже нужно

подавляйте, Не торопите говорящего.

-

TeMtIe,

высказа,гься.

I-ie

Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет _ли BauI собеседник

выбрать лругой способ - написать, напечатать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».