Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад № 20»
623505, Свердловская область, Богдановичский район, село Троицкое, улица
Ленина, 143, тел. (34376)37-3-24, e-mail mkdou20@uobgd.ru
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
протокол № _________
от «____» ______2024г
УТВЕРЖДЕНО
___________ О. А. Осинцева
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 20»
Приказ № ________
от «____» ___________2024 г
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ДОСТИЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 20»
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОП ДО
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о проведении педагогической диагностики достижения
воспитанниками планируемых результатов освоения образовательной программы
дошкольного образования МАДОУ "Детский сад № 20" (далее – положение)
разработано на основании:
Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Федерального
закона
от 29.12.2012
№ 273-ФЗ
«Об образовании
в Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
приказа Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский
сад № 20» (далее – ОП ДО),
Уставом МАДОУ «Детский сад № 20» (далее – ДОО).
1.2. Вопрос о проведении педагогической диагностики воспитанников, формах ее
организации и методах решает непосредственно ДОО в соответствии
с требованиями ФГОС ДО И ФОП ДО.
1.3. Педагогическая диагностика представляет собой систематический сбор,
анализ и хранение данных об индивидуальном развитии воспитанников ДОО,
что обеспечивает своевременную корректировку образовательного процесса.
1.4. Педагогическая диагностика достижений воспитанниками ДОО планируемых
результатов освоения ОП ДО (далее – педагогическая диагностика) направлена
на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений,
склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми
и сверстниками.
1.5. В рамках педагогической диагностики педагоги ДОО проводят оценку
индивидуального развития детей и анализируют освоение ими содержания пяти
образовательных областей:
физическое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
1.6. Проведение педагогической диагностики воспитанников ДОО не требует
согласия их родителей (законных представителей).
1.7. При необходимости квалифицированные специалисты ДОО (педагогпсихолог) проводят психологическую диагностику развития детей с целью
выявить и изучить индивидуально-психологические особенности воспитанников.
1.8. Участие воспитанников ДОО в психологической диагностике допускается
только с согласия их родителей (законных представителей).
1.9. Результаты психологической диагностики специалисты ДОО используют
для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной
психологической помощи.
2. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – оценить индивидуальное развитие детей
и получить информацию об успешности освоения ими ОП ДО.
2.2. Задачи:
выявить особенности и динамику индивидуального возрастного развития
каждого ребенка;
составить
на основе
результатов
диагностики
индивидуальные
образовательные маршруты освоения ОП ДО;
скорректировать
планирование,
содержание
и организацию
образовательной деятельности, совершенствовать РППС;
оптимизировать работу с группой детей.
2.3. Принципы педагогической диагностики:
принцип последовательности и преемственности – на начальном этапе
освоения детьми ОП ДО, а также при переходе их в следующую возрастную
группу педагоги применяют критерии и методы педагогической
диагностики с учетом возраста детей и усложнения образовательных задач
и содержания образовательной деятельности;
принцип доступности – результаты педагогической диагностики доступны
родителям (законным представителям) воспитанников и педагогам, которые
непосредственно с ними работают, но не подлежат внешнему контролю, а в
остальных случаях используются только в обобщенном виде и не подлежат
внешнему контролю;
принцип научности – в ходе педагогической диагностики педагоги
выбирают изучаемые показатели, диагностические методы, сроки
и организацию обследования на основе научных исследований;
принцип этичности – педагоги проводят педагогическую диагностику
с соблюдением этических норм и правил;
принцип оптимальности – педагоги организуют педагогическую
диагностику без нарушения режима пребывания детей в детском саду
и минимальными
усилиями
получают
достаточное
количество
диагностической информации;
принцип системности и непрерывности – педагогическая диагностика
проводится в установленные сроки на протяжении всего периода
пребывания детей в детском саду;
принцип динамичности – диагностический инструментарий, который
применяют педагоги, позволяет в установленные сроки провести
педагогическую диагностику.
3. Организация проведения педагогической диагностики
3.1. Педагогическая
воспитанников:
диагностика
(оценка
индивидуального
развития)
позволяет фиксировать уровень актуального развития воспитанников
и оценивать их динамику;
учитывать зону ближайшего развития воспитанников по каждому
из направлений;
позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс
без условного разделения на разные возрастные этапы и при этом
учитывать возрастные закономерности развития на основе оценки
изменений деятельности воспитанника;
учитывает представленные в ОП ДО целевые ориентиры, но не
использует их в качестве основания для их формального сравнения
с реальными достижениями детей.
3.2. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах:
стартовая диагностика – на начальном этапе освоения ребенком ОП ДО в
зависимости от времени, когда он поступил в ДОО, и с учетом
адаптационного периода – в течение двух месяцев;
в начале и в конце учебного года (финальная диагностика) –
на завершающем этапе освоения ОП ДО в каждой конкретной возрастной
группе с целью определения динамики развития детей;
по запросу родителей (законных представителей) ребенка.
3.3. Результаты педагогической диагностики в начале (сентябрь) учебного года
педагоги фиксируют с 1-го по 15-е число месяца и в конце (май) учебного года
педагоги фиксируют с 10-го по 25-е число месяца.
3.4. Распределение функций при проведении педагогической диагностики
воспитанников ДОО:
старший воспитатель обеспечивает условия для проведения объективной
оценки
индивидуального
развития
детей:
помогает
выбрать
диагностический инструментарий, консультирует педагогов, которые
испытывают сложности в проведении педагогической диагностики
и анализе ее результатов;
специалисты ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре) проводят педагогическую диагностику по своему направлению
развития воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику
при необходимости; анализируют результаты диагностики и определяют
задачи работы с детьми, в том числе индивидуальной, коррекционной;
воспитатели проводят оценку индивидуального развития детей в своих
возрастных группах, анализируют результаты педагогической диагностики
и определяют задачи работы с детьми, в том числе индивидуальной.
3.5. Педагогическая диагностика воспитанников ДОО осуществляется с помощью
малоформализованных методов диагностики: наблюдение, беседы, анализ
продуктов детской деятельности, специальные диагностические ситуации.
3.6. При анализе показателей возрастного развития детей используются
универсальные маркеры – «обычно», «изредка», «никогда», которые имеют
следующие значения:
«обычно» (+) – означает, что данный показатель является типичным,
характерным для ребенка, проявляется чаще всего в самостоятельной
деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;
«изредка» (+/–) – означает, что данный показатель не характерен
для ребенка, но проявляется в его деятельности и (или) поведении время
от времени, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его
проявление;
«никогда» (–) – означает, что данный показатель не проявляется
в деятельности и поведении ребенка.
3.7. Большое количество маркеров «обычно» и «изредка» отражают уровень
возрастной нормы развития воспитанников ДОО. Преобладание маркеров
«никогда»
указывает
на необходимость
организовать
или усилить
индивидуальную
работу
с ребенком
с учетом
выявленных
проблем
по конкретному направлению или направлениям и взаимодействие с родителями
с целью достижения совместными усилиями положительной динамики.
3.8. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги
проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы
и планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным
областям обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.9. В конце учебного года проводится финальная педагогическая диагностика,
сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года с целью
определить эффективность педагогических воздействий. По результатам
педагогической диагностики с учетом выявленных проблем проводится
проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также
организация методической работы с педагогами.
3.10. По результатам педагогической диагностики воспитатели и специалисты
ДОО заполняют индивидуальные карты развития на каждого воспитанника ДОО,
составляют аналитические справки, которые предоставляют старшему
воспитателю.
4. Инструментарий педагогической диагностики
4.1. Для проведения педагогической диагностики педагоги и специалисты
ДОО используют авторские карты для диагностики развития детей от 2 до 7 лет:
Кулекина И.А. книга "Педагогическая диагностика достижения планируемых
результатов детьми дошкольного возраста (1-7лет).
4.2. В качестве основных методов, которые позволяют выявить степень освоения
воспитанниками ОП ДО и оценить уровень их развития, используются:
наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми,
беседами, играми, рассматриванием картинок;
диагностические беседы;
диагностические ситуации, включенные
и режимные моменты;
анализ продуктов деятельности детей;
диагностические беседы с родителями.
в образовательный
процесс
4.3. Наблюдение осуществляется педагогами во всех естественно возникающих
образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода детей
в ДОО и ухода из него.
5. Ответственность работников, осуществляющих педагогическую
диагностику
5.1. Педагоги ДОО несут ответственность:
за тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения
диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника
ситуации успеха;
ознакомление с итогами обследования воспитанников соответствующих
должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
соблюдение конфиденциальности;
качество проведения обследования воспитанников;
доказательность выводов по итогам диагностики воспитанников;
оформление соответствующей документации по итогам проведения
диагностических мероприятий в установленные сроки.
6. Контроль
6.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития
воспитанников ДОО осуществляет старший воспитатель посредством:
ежедневного текущего контроля;
тематического контроля;
оперативного контроля.
6.2. В рамках контроля старший воспитатель организует посещение групп
и анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение
результатов с педагогами.
7. Документация
7.1. Педагоги, которые осуществляют педагогическую диагностику:
заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям
на начало и конец учебного года;
проводят анализ по каждой образовательной области и составляют
аналитическую справку по результатам педагогической диагностики
воспитанников своей группы;
в установленные сроки предоставляют аналитические справки старшему
воспитателю, который обобщает результаты педагогической диагностики
воспитанников ДОО;
на начало учебного года разрабатывают индивидуальные образовательные
маршруты, план индивидуальной работы с детьми, программы работы
с одаренными воспитанниками и детьми с особыми образовательными
потребностями (при необходимости).
7.2. Диагностические карты хранятся у педагогов, аналитический материал –
в методическом кабинете.
7.3. Карты оценки индивидуального развития детей, протоколы, записи в ходе
педагогической диагностики являются рабочими материалами педагогов и не
подлежат проверке. Их форму и способ ведения выбирает ДОО и закрепляет
локальными актами.